вторник, 5 января 2010 г.

Станции КМВ


Все маршруты, которые ведут в Кавминводы, проходят через крупнейший транспортный узел – город Минеральные Воды. Это железнодорожные, воздушные, автомобильные маршруты. Поэтому Мин-Воды являются воротами курортов КМВ.
В 1875 году на смену ямщикам пришла «чугунка» (Владикавказская железная дорога была в этот год доведена до станции Мин-Воды). А в 1893-1896 г.г. железнодорожная ветка соединила города-курорты.
От Мин-Вод до Кисловодска до 1936 года по железной дороге ходили поезда из 4-х вагонов, которые тащили два паровоза. Весь путь длился 5 часов.
6 ноября 1936 года от станции Мин-Воды к Кисловодску отправился первый поезд без локомотива, т.к. открылась ГЭС «Белый Уголь».
За счёт продвижения по железной дороге на токе, поезда стали делать этот путь за 1 час.
В это время стали появляться станции-минутки. Здания вокзалов на основных станциях кисловодской ветки сооружены в едином стиле по проектам архитектора Е.Дескубеса.
Станция Мин-Воды .Почтовая станция с самого начала считалась «распорядительной», т.е. узловой. Отсюда отправлялись в Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и Кисловодск неторопливые дилижансы. Чуть позже их сменили паровозы, а затем пришёл черёд электропоездов – электричек.
Нынешнее здание вокзала построено в 1957 году. Недалеко от здания вокзала стоит на постаменте паровоз. Когда-то он возил дачные поезда на участке железнодорожной ветки Бештау-Железноводск, а в 1975 году был поставлен на вечную стоянку.
Платформа Третий Километр. Именно на таком расстоянии находится эта станция от г. Мин-Воды. Это самая «молодая» на кисловодской ветке платформа, открытая в начале 1990-х годов для жителей разросшегося микрорайона г. Мин-Воды.
Справа хорошо видна г.Змейка. в 1929 году у её подножия был построен камнедробильный завод, снабжавший высококачественным щебнем железные дороги страны. В 1982 году он был закрыт.
Платформа Пятый Километр. Станция получила своё название по той же причине, что и предыдущая.
У подножия г.Змейка в 1889 году известный знаток и любитель лошадей граф С.Строганов основал конный завод. Сегодня дело графа продолжают специалисты Терского конного завода, в котором растут арабские скакуны.
Платформа Змейка. Появилась как «пост», считавшийся техническим остановочным пунктом. Близкое расположение г.Змейка и дало название платформе.
Станция Бештау. Эта станция даёт начало ответвлению от основной ветви, ведущему в небольшой курортный город Железноводск. До открытия этой ветви эту станцию называли Железноводском.
Станция Железноводск. Здание вокзала на этой станции открыто 1 января 1897 года – в этот день прошёл первый поезд по ветке Мин-Воды-Кисловодск. В начале это был состав из двух вагонов, который водил небольшой паровозик, прозванный «кукушкой». От Бештау до Железноводска 6 км пути – имелась когда-то промежуточная остановка, - платформа Развалка, - откуда начиналась тропа к этой любопытной горе.
Станция Иноземцево. Имя станции дал инженер и администратор И.Д.Иноземцев. Под его руководством на Кавказе было построено более 2000 вёрст железнодорожных магистралей. В 1914 году дали станции это название, а в 1959 году так стал называться посёлок, объединивший два соседних населённых пункта – Каррас (в 1802 г. его образовали шотландские колонисты) и Николаевку (в 1835 г. здесь поселились выходцы из Германии).
Платформа Машук. 15 июля 1901 года состоялось открытие памятника на месте дуэли М.Ю.Лермонтова. для того, чтобы легче было добираться к этому памятному месту, и была введена дополнительная остановка, получившая своё название благодаря г.Машук. 
Станция Лермонтовская. Эта станция когда-то находилась далеко от Пятигорска. Сегодня находится в его границах – вплотную разросся микрорайон Белая Ромашка.
В 1971 году на станции вошёл в строй вокзальный павильон. 
Станция Пятигорск. Старое здание вокзала было построено в 1893-1895 г.г.
В 1971 году началось сооружение нового вокзального комплекса, после чего старое здание было разрушено.
Платформа Новопятигорск. Находится она в центре одного из старейших пригородов курортного города. Ещё в 1908 году городская дума приняла решение образовать здесь пригород, который именовался «Новые планы».
Позднее появилось словосочетание «Новый Пятигорск».
Станция Скачки. Название связано с находящимся рядом пятигорским ипподромом. Первоначально площадку, где с 16 июля 1885 года проводились состязания лошадей, называли «Скаковое поле» или просто «Скачки».
В 1953 году станция украсилась оригинальным вокзалом: в его центральном павильоне находится касса и зал ожидания, а боковые крылья – галереи со множеством изящных колонн. Они предназначены для прогулок.
С 1954 г. станция стала развиваться как грузовая.
Платформа Золотушка. Многие считают, что такое название возникло либо от слова «золото», либо от словосочетания «золу тушить». Но возникло оно по имени ближайшеё речки, от искажённого кабардинского названия «дзал-та» - «место верб».
Станция Ессентуки. Сегодня Ессентуки всемирно известная здравница и административный центр особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ, созданного Указом Президента Российской Федерации в 1992 году.
Платформа Белый Уголь. Так поэтично называют энергию падающей воды.
В 1903 году была сооружена первая в России гидроэлектростанция, после чего стали использовать энергию воды реки Подкумок. Для нужд гидроэлектростанции и была создана остановка.
Станция Подкумок. Возникла после пуска кисловодской ветви «для технических нужд движения».
Здание вокзала построено в 1954 году.
Платформа Минутка. На станциях поезда останавливаются на 1 минуту. И первоначально жители почти все станции называли «минутками». И лишь эта до сих пор сохранила своё название.
Станция Кисловодск. Самая красивая станция, благодаря живописному гористому ландшафту вокруг и сочетанию старинных зданий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий